Защита от коллекторов

Коллекторы — одна из основных «проблем» многих украинцев. С этими структурами небанковского финансового сектора сталкивается практически каждый второй человек. Так, ежемесячно в Национальный банк Украины поступает больше 500 жалоб на действия коллекторов. Какие же проблемы самые актуальные?

  • Звонки должнику в любое время суток с постоянными угрозами.
  • Контакт коллекторов с родственниками или соседями, которые абсолютно не имеют никакого отношения к кредиту. 

Финансовая компания при выдаче кредита, как правило, просит заемщика дать телефоны родственников, коллег  или друзей. Таким образом, кредитор уверен, что при просрочке платежа взыскать долг можно будет с помощью коллекторов.

Следует запомнить главное правило — если коллектор любыми способами угрожает должнику, то он, однозначно, нарушает действующее законодательство. Если заемщик не давал личного разрешения на использование своего номера телефона, коллекторы также нарушают законодательство. В таком случае нарушаются нормы Закона «О защите персональных данных». Номер телефона и домашний адрес человека являются конфиденциальными данными. Финансовая организация и коллектор не обладают правом на их обработку без согласия самого человека. 

Такие распространенные методы работы коллекторов как круглосуточные звонки, угрозы должнику и членам его семьи, использование нецензурных слов в процессе общения, оскорбительные выражения и т.д. нарушают колоссальное количество статей Конституции Украины (статьи 3, 21, 22 и 32), Гражданского кодекса Украины (статьи 3 , 291, 301, 302 и 308), а также статью 182 Уголовного кодекса (нарушение неприкосновенности частной жизни). 

Более того, если коллектор угрожает принудительно взыскать долг, то он попросту человека обманывает. Это обусловлено тем, что только органы Государственной исполнительной службы и частные исполнители имеют законодательные основания принудительно взыскивать задолженность. При чем, это всё делается с  соблюдением всех процедур, которые предусмотрены Законом «Об исполнительном производстве». Коллекторы имеют право только на информирование должника о  наличии кредита. 

Как же защитить себя от коллекторов и не тратить на них свои нервы? Прежде всего, рекомендуем узнать название коллекторской компании, коллекторы из которой звонят вам по телефону. Если кредит совсем не касается вас, нужно объяснить это коллектору и попросить больше вам не звонить. В тех случаях, когда звонки всё же продолжаются, то существует такие варианты решения проблемы: обратиться с письменной жалобой к руководству коллекторской компании или в НБУ; обратиться к уполномоченному Верховной Рады по правам человека; обратиться суд. Последние 2 органа контролируют соблюдение законодательства о защите персональных данных. Когда коллекторы уже дошли до угроз, нужно незамедлительно обратиться в правоохранительные органы. 

В целом, весь правовой украинский мир ожидает изменений в законодательстве, касающихся правил поведения коллекторов. Так, НБУ с ВР Украины находятся на стадии разработки законопроекта, где будут четко прописаны нормы, которые обязывают коллекторов вести себя этично. Кроме этого, будут введены санкции за некорректное поведение коллекторов. Главное, не бойтесь коллекторских компаний, поскольку все их действия направлены на психологическое запугивание должника, что никак не связано с законными методами.

Коментарии отключены